Сегодня случайно узнал что 12 сентября умер Аркадий Драгомощенко. Драгомощенко несомненно важная для русского языка фигура, и не чуждый (при всей своей неоднозначной сложности) мне поэт. Его памяти посвящается этот небольшой текст, написанный в прошлом году.
*
*
СНЕГ И БОГ У
ДРАГОМОЩЕНКО
Прежде
весной просыпался песок,
по ветру стлался спиралью,
по ветру стлался спиралью,
тысячеокий,
как снег или наскальный бог
(«Ослабление
признака»)
Cнег здесь удивительно схвачен как
«тысячеоокий» - и одновременно включен в ряд из песка и «наскального бога». Очевидно,
речь не должна идти в субъект-предикатной логике, о чем недвусмысленно говорит само
название стихотворения. Да и наличие «бога» в списке препятствует этому: он не
имеет признаков по определению – он есть не то или это, «есть» здесь квантор
существования, а не связка. Даже если допустить, что определение его как «наскального»
отсылает к языческому множеству богов, то это не изменит ситуацию бес-частности
и бес-призначности; функционально, «тысячеокость» есть всевидение – обеспеченное/отсылающее
к всеприсутствию: собственно
единственное «официальное» имя бога «Я есмь сущий».
при мысли о них, камни
не добавляют своему существу ни тени, ни отсвета, ни поражения
не добавляют своему существу ни тени, ни отсвета, ни поражения
(«Ослабление
признака»)
Не иметь признаков не мешает – скорее,
помогает – получению множества имен, которые «не добавляют своему существу».
Известно, что у северных людей есть много имен снега; количество имен бога вряд
ли может быть помыслено.
Снег связывается с поэзией: предисловие
Глазовой к книжечке «На берегах исключенной реки» (ОГИ, 2005) заканчивается определением
поэзии как растворения всего во всем (и загадочным словом «Эпространства»,
возможно, первым результатом этой всемирной диффузии; даже если это опечатка – что
она такое как не взаимопроникновение?) - и этим самым снегом, который у поэта
во рту. Что, конечно, провоцирует к определению поэта – однако из этого снега
надо делать не признак поэта, а соединять их в гибриде фюсиса и номоса вроде
«закона природы», или, например, по методике Айги, нанизав их на вертел тире:
снег-у-поэта-во-рту. Судя по всему, нас отсылают сюда:
Иней ярче наощупь. Терять нечего, —
разве что снег во рту — поэтому не о чем говорить.
разве что снег во рту — поэтому не о чем говорить.
(«По многим причинам»)
Маленький фрагмент связывает речь
и потерю и вводит понятие игры: например, говорить – терять или говорить –
делать ставку. Ставка неотделима от потери: терять здесь – это не случайно
«ронять» (хотя бы и слова); не на что играть – ничего не потерять, но и ничего
не выиграть.
Если принять это определение поэта
через потерю, то его предшественником окажется марксов пролетарий, который есть
такой тот игрок, кому нечего терять кроме цепей, на кону же - мир. В свою
очередь, здесь можно увидеть ответ человеку Гоббса-Локка, который отказывался
от мира, получая взамен право на безопасность/на свой труд, т.е. вычитал мир,
чтобы получить себя. Пролетарий должен
совершить обратное действие - вычесть
себя из мира, чтобы вернуть мир: ставка здесь кажется мизерной –всего лишь
цепь, выигрыш кажется огромным – мир или все. Но это мнимая «беспроигрышность»:
ведь цепь - единственное что есть у пролетария, поставить ее на кон значит
поставить себя.
Так и поэту, чтобы стать поэтом,
надо начать говорить – и потерять снег, а значит, себя: ведь снег - это все,
что есть у поэта. Тут приходит на помощь уравнение снег=бог: бога как и снег
невозможно потерять (Паскаль странно говорит, что пари на существование Бога
невозможно проиграть, т.к. если его нет, ты ничего не теряешь – ведь в таком
случае его-то (а с ним и все) ты и теряешь! еще одна мнимая «беспроигрышность»)
– но можно терять, отделяясь от них. Если вспомнить идущую от Плотина линию христианских
мистиков, то именно в отделении мира бог и являет себя.
Для человека движение познания
все-таки будет противоположно диффузии, это разделение души, отделение поэта от
снега и от бога; слияние – скорее забывание, плотиновское возвращение к
единому. Узнавание – исключение из мира/бога/снега, забывание – включение и возвращение
в них. Поэт, как объект и субъект этого «включенного исключения» – оказывается
одновременно агамбеновским homo sacer
и сувереном; точнее же будет определить его не как ту или иную фиксированную
сущность, но как сам этот процесс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий