вторник, 3 апреля 2012 г.

цепи и корни

Противостояние фашизма и коммунизма видно в простой паре национализм - интернационализм. Отсюда история как борьба наций или классов. Теоретическую проблему советской россии пришлось решать в 18 году когда немецкие пролетарии подошли к Петрограду. Построение социализма в отдельно взятом государстве явный проигрыш интернационализма. 2я мировая ставит под вопрос сам лозунг "пролетарии всех стран, соединяйтесь", который снимают из газет. Далее мутная история борьбы с космополитизмом.

Интересно что эта пара подразумевает и разную социальную базу: с одной стороны рабочие, которые в классическом случае владеют лишь собственной рабочей силой, и не привязаны к тому или иному месту - или же привязаны минимально, а сама связь имеет форму "цепей", эта связь не пускает ко всему "миру" и должна быть сброшена/разорвана. Об этом и бессмертные строки:
Когда сам бог на цепь похож
Холоп богатых, где твой нож?
С другой - крестьяне, неразрывно связанные с землей на которой они работают и вне которой не могут быть представлены. Крестьянин противостоит всему миру; его связь с землей не сковывает а питает его - это уже не "цепи", а "корни". Надо не забывать, что российский коммунизм вырастает не только из марксизма (главка из книжки Карра), но и отталкиваясь от народников, которые в широком смысле проповедовали особый российский путь, связь с почвой (собственно название "земля и воля" опредлеят главные цели ), и конечно уповали на крестьянскую общину как способную противостоять капитализму "аграрным социализмом". Очевидно, есть и некая преемственность (через группу "освобождение труда"), но понятно что в целом Ленин резко противостоит идеологии народников, делая ставку на прогрессивный класс рабочих.

Итальянский фашизм называют "аграрным", и ему противостоят именно рабочие и именно классическим методом - стачками. Германский вариант конечно не может быть назван аграрным, но понятно что вопреки своему названию нсдап не являлась партией рабочих. В процессе развития движений некоторые число первоначальных социалистических лозунгов стирается националистическими. Собственно, знаменитая идеология blut-und-boden воспевает именно образ крестьянина как хранителя связи с землей. В соотв. статье в вики есть фото со свастикой на которой лежат 2 предмета: колос и клинок, молотов тут не предусмотрено. Отсюда и проблематичность объединения фашистских движений разных стран, почва и "каждый колосок" на ней у каждого свой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий